Развитие Албании
Элементы вариативности, но с принципиально иным наполнением просматривались и в политическом. Временное правительство, где преобладали представители КПА, в конце 1944 — начале 1945 г. приняло решение о проведении мер, призванных усилить регулирующую роль государства в процессе восстановления страны44. Среди них важнейшими были: постановление об организации государственного контроля на всех предприятиях, принадлежавших как иностранным, так и крупным (по экономическим параметрам страны) албанским собственникам; законы о чрезвычайном прогрессивном налоге на доходы, полученные в годы войны, о конфискации государственной собственности Италии и Германии, акционерных обществ граждан этих государств; об общих положениях конфискации частной собственности; о национализации итальянских банков и создании албанского государственного банка. Все эти законы не отрицали принципа частной собственности, но при одном существенном условии: если экономическая деятельность владельцев предприятий не будет направлена против интересов тосударства. Это был курс на укрепление роли государства в экономике, а следовательно, и роли КПА в стране. Однако вплоть до весны 1946 г. принятые законы реализовывались в весьма ограниченных размерах. Лишь со второй половины 1946 г. процесс ускорился, и к концу этого года государственный сектор стал производить 84,1 % всей промышленной продукции страны Такой «размытый» курс компартии был во многом следствием внутренней ситуации в стране, где, как свидетельствуют документальные материалы, новая власть вовсе не имела поддержки и абсолютного доверия всех слоев населения. Правда, в отличие от других стран, здесь не существовала организационно-оформленная в масштабах всей Албании легальная или нелегальная политическая оппозиция. Это было следствием прежде всего крайней отсталости политического развития и того, что противостоявшие компартии наиболее крупные политические группировки были скомпрометированы сотрудничеством с оккупантами. Они не смогли создать в послевоенный период какого-либо легального представительства, а их отдельные деятели, входившие в НОФ и руководящие органы новой власти, «не выражали интересов какой-либо оформившейся социально-политической группировки, противостоящей КПА».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.