Провал политики на Кавказе и несостоятельность спецслужб

domodedovoТеракт в крупнейшем международном аэропорту России - сильный удар по попыткам властей совладать с проблемой внутреннего терроризма, комментируют мировые СМИ подрыв смертника в Домодедово. Россияне не сознают серьезности положения на Северном Кавказе, где нерешенные проблемы год от года усугубляются. Один из возможных организаторов взрыва - чеченский полевой командир Доку Умаров, считают эксперты.

Было около половины пятого, группы встречающих с цветами толпились около кафе "Азия" в московском аэропорту Домодедово, описывает вчерашнюю трагедию The Guardian. Артем Жиленков, 30 лет, ждал своего коллегу, когда прогремел взрыв. "Раздался мощный взрыв, затем прокатилась тепловая и ударная волна, которая сбила меня с ног и повалила на пол", - рассказал он. Оставшись невредимым и поднявшись, Жиленков обнаружил, что его пальто забрызгано кровью других людей. "Когда это произошло, я смотрел на человека с темной кожей. Думаю, взорвался чемодан, стоявший рядом с ним", - сказал он.

Погибли не менее 35 человек, 168 пострадали. "Точные обстоятельства взрыва остаются неясными, но все указывает на то, что исламистские боевики из неспокойного Северокавказского региона России снова перенесли свою борьбу в Москву", - пишут авторы статьи Том Парфитт и Рубен Сергеев.

Среди погибших, по сообщениям, было не менее пяти иностранцев. Марк Грин, который только что прибыл рейсом British Airways, сказал BBC News: "Когда мы поднимали сумки, чтобы положить их в багажник машины, раздался страшный взрыв. Через 30 секунд из терминала стали выбегать люди, некоторые были ранены, некоторые в крови и в чем-то черном. Люди явно были в состоянии шока и паники".

Администрация аэропорта Домодедово как минимум за неделю знала о планируемом теракте и даже о том, в каком месте потенциально возможен взрыв, - в переполненном людьми зале прилета, но никакие дополнительные меры безопасности не были приняты, утверждает в американском онлайновом журнале Slate журналистка Маша Гессен. Как и прежде, в зал прилета с улицы мог попасть любой, не проходя через рамку металлоискателя. "Вдобавок, судя по всему, за несколько месяцев до взрыва штат охранников аэропорта сократили вдвое", - говорится в статье.

По мнению Гессен, для России все это - более-менее норма. "Я знаю только одну страну мира, где опасность тоже витает совсем близко, - это Израиль", - пишет автор. Но в Израиле в торговый центр не войдешь без проверки, в Москве же никаких проверок нет, а детекторы в аэропортах обычно отключены.

"Неужели русские так беспечно относятся к личной и общественной безопасности? Ну, в общем-то да. Россия - единственная в мире развитая страна, где последние полвека средняя продолжительность жизни устойчиво снижалась", - поясняет автор. Причины смерти россиян - сердечно-сосудистые заболевания, СПИД, несчастные случаи, самоубийства, алкогольные отравления и т.п. - имеют между собой нечто общее, полагает Гессен: "все это риски, на которые люди напрашиваются сами". Поэтому рискованные поступки начинают казаться абсолютно рациональными: если в 15 лет не рассчитываешь дожить до 50, зачем волноваться из-за курения или непристегнутого ремня в автомобиле?

Как полностью оградить огромный международный аэропорт от теракта? - вопрошает корреспондент The New York Times Джо Шарки. "Это невозможно, говорят опрошенные мной эксперты по безопасности. Аэропорт - по определению общественное место, к которому необходим относительно свободный доступ". Так, консультант по технологиям безопасности Брюс Шнейер давно заявляет, что идеальной системы безопасности не существует и глупо притворяться, будто она возможна.

"Неважно, что за объект - терминал аэропорта, вокзал, вход в универмаг "Мейсиз". Пока к объекту существует свободный доступ, потенциальные проблемы будут", - подтверждает Дуглас Р.Лэрд, в прошлом сотрудник Секретной службы США, ныне возглавляющий службу безопасности авиакомпании Northwest Airlines.

Одна из мер предотвращения терактов, уже действующая в США, - использование так называемых "инспекторов по поведению". Сотрудники в штатском, обученные неагрессивно отслеживать и анализировать поведение окружающих, смешиваются с толпой и высматривают потенциальных злоумышленников. В коммерческих аэропортах США работает более 3 тыс. таких сотрудников.

Ужесточение физических мер безопасности в большинстве аэропортов - еще и инженерно-архитектурная проблема, отметил Лэрд. "Технологии о

Добавить комментарий

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930