Проклятие «Курска». 10 лет крупнейшей катастрофе в истории флота

kurskРоссийские подлодки по-прежнему остаются самыми опасными в мире. 12 августа 2000 года в Баренцевом море утонула атомная подводная лодка «Курск». Катастрофа стала, пожалуй, самой громкой за всю историю отечественного флота – споры о причинах трагедии не утихают до сих пор. По официальной версии, причиной гибели «Курска» стал взрыв неисправной «перекисной» торпеды. Неофициальных версий десятки – от столкновения с американской субмариной до попадания в лодку метеорита...

Между тем с момента катастрофы прошло уже 10 лет – внушительный срок для того, чтобы принять необходимые меры, дабы избежать или по крайней мере минимизировать риск подобных катастроф в будущем. Приняты ли они? И как в целом изменился российский подводный флот за прошедшую десятилетку? В этих вопросах попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Для «Нашей Версии» журналистское расследование причин гибели «Курска» стало особенным – им заинтересовались особые отделы. После выхода публикации «Убийца «Курска» (№ 37 2000 г.) в редакцию пришли люди в штатском – сотрудники Управления ФСБ по Московскому военному округу. Сотрудников интересовали опубликованные в газете спутниковые снимки норвежской военно-морской базы Хокконсверн, куда сразу после гибели «Курска» прибыла в ремонт американская подводная лодка «Мемфис».

Оказавшиеся в нашем распоряжении снимки, сделанные с российского спутника-шпиона, на которых был запечатлён «Мемфис», дескать, были секретными, поэтому в редакции изъяли компьютеры и сервер, а журналисты отдела расследований, которые работали над публикацией, были вызваны на допросы.

Интересную позицию по этим сенсационным материалам заняла норвежская сторона. Сначала наши северные соседи категорически утверждали, что фото были сделаны ещё в 1996 году, но через несколько дней признали: американская субмарина в норвежской базе была сфотографирована в августе 2000 года после катастрофы «Курска». Была ли она причастна к гибели российского подводного крейсера, сейчас судить сложно. Но такая реакция российских и норвежских властей наталкивает на выводы о том, что публикация была для обеих сторон очень некстати...

Сразу после гибели «Курска» во флоте наметилась и другая тенденция – подлодки значительно реже стали выходить на боевые службы. Так, например, по данным Федерации американских учёных (ФАС), если в 2000 году российские подлодки совершили около 10 выходов на боевое патрулирование, то в 2002 году ни один российский подводный ракетоносец не вышел в море в автономку.

Впрочем, дискуссии вокруг гибели «Курска» касались не только её причин.

Трагедия показала широкой общественности истинное положение дел в ВМФ России, в частности в его спасательных службах, у которых не оказалось современной техники. Спускаемые аппараты не могли состыковаться с люком лежащей всего лишь на глубине 108 метров подлодки, а водолазов-глубоководников и оборудование для погружений пришлось «выписывать» из Норвегии. И смех и грех. Но изменилось ли что во флоте с тех пор?

«Выводы, безусловно, были сделаны, и на приобретение спасательного оборудования, в том числе и за рубежом, для ВМФ были затрачены значительные средства, – рассказывает «Нашей Версии» эксперт Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Михаил Барабанов. – Кроме этого начата программа строительства четырёх больших спасательных судов проекта 21300, головное судно «Игорь Белоусов» строится на Адмиралтейских верфях».

Правда, когда новые суда встанут на дежурство, судить не берётся никто. Между тем нынешний состав аварийно-спасательных сил флота стремительно сокращается. Одной из самых серьёзных потерь во флоте считают уникальное спасательно-подъёмное судно (СПС) «Карпаты», которое списали на металлолом в 2009 году.

«Карпаты» могли поднимать со дна подводные лодки небольшого водоизмещения, на борту судна находился глубоководный водолазный комплекс. Причём перед списанием судно несколько лет стояло в ремонте, на который были потрачены сотни миллионов рублей. Всего же с 2000 по 2010 год из состава ВМФ были выведены около 20 спасательных судов различных классов. Из новых флот за 10 лет получил только одно небольшое водолазное судно проекта 11980.

С импортным спасательным оборудованием, которое уже закуплено для флота, тоже всё складывается не совсем однозначно – им зачастую просто не умеют пользоваться. Показательная история случилась в

Добавить комментарий

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930