Принуждение к безопасности

kremlin0602В условиях кризиса для России открываются широкие перспективы в плане поддержки авторитета в евразийском регионе. Подкупая соседние государства финансовой помощью или другими обещаниями, Москва заручается поддержкой даже несогласных стран для реализации собственных интересов. Деньги и военная мощь сплелись в гордиев узел. В этих условиях создание сил быстрого реагирования в рамках Организации Договора коллективной безопасности становятся бомбой замедленного действия.

АнтиНАТО

Для начала немножко истории. В 1992 году Армения, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Россия подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позже к договору присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. В 2002 году принято решение преобразовать Договор в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - полноценную международную военно-политическую организацию. Для России эта организация служит важным подспорьем в укреплении своих стратегических позиций в Центральной Азии. Отметим, что в 1999 году Грузия и Азербайджан отказались от продления договора.

Итак, Москва, 4 февраля 2009 года. В этом месте и в это время прошли сразу два внеочередных саммита организаций, в которых Россия играет ключевые роли. Первый - съезд ОДКБ. Второй - встреча лидеров Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Экономисты обсуждали создание антикризисного фонда - тема актуальная и подозрений не вызывает (но об этом чуть позже). Гораздо более интересные вещи связаны с первой организацией. Главная цель саммита ОДКБ достигнута: предложение Дмитрия Медведева о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), озвученное им в сентябре прошлого года, воплотили в жизнь.

ОДКБ и ЕврАзЭс часто сравнивают с НАТО и ЕС. И если противостояние ЕврАзЭс - ЕС не представляет из себя большой очевидной угрозы, то антагонисты ОДКБ - НАТО вызывают тревогу одной мыслью, что сферы их интересов однажды пересекутся. Кто-то считал организацию Договора безопасности локальным формированием, не претендующим на статус оппонента НАТО. Но теперь это напрямую прозвучало из уст Дмитрия Медведева. По его мнению, формирования ОДКБ "должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса".

Лидеры государств-членов единогласно одобрили проект решения о создании коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Если не вдаваться в подробности, то ядром оперативных сил станут около 10 тысяч российских и около 4 тысяч казахских военнослужащих.

Скрытый смысл

Каковы же цели и возможные последствия такого решения?

Во-первых, безусловно, силы оперативного реагирования будут использоваться для погашения локальных конфликтов. Действуй в Южной Осетии подобное формирование, может, трагедии на Кавказе и не было бы. А может - совсем наоборот: в конфликт, помимо Грузии и России, оказались бы втянуты большинство стран Центральной Азии... Как бы там ни было, никто особо и не скрывал, что оперативные силы создавались с оглядкой на августовский кавказский конфликт. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа так и сказал: "Руководители государств, гипотетически вынашивающие планы, подобные тем, что были у Саакашвили, должны знать: есть сила, готовая дать им отпор". В то же время официальной причиной создания КСОР назвали значительный конфликтный потенциал в зоне ОДКБ. "Речь идет и об отражении военной агрессии, и проведении спецопераций, борьбе с терроризмом", - заявил Медведев. Президент Армении Серж Саргсян подтвердил, что проект создания сил оперативного реагирования направлен на "укрепление военной составляющей ОДКБ".

Во-вторых, появляется скрытая угроза непосредственно для нашей страны. Украина фактически зажата со всех сторон военными блоками. На Западе - НАТО, которое, возможно, прямой угрозы и не несет, но, тем не менее, и в ряды своих членов пока не принимает. На Востоке - набирающая силу ОДКБ. Официальный Киев лоялен к Североатлантическому альянсу, что наверняка не очень нравится восточным соседям. Таким образом, противостояние двух крупных организаций в непосредственной близости от украинских границ, спокойной политической и военной обстановке способствовать ну никак не будет. Пока Россия и Штаты будут поочередно делать ходы на шахматной доске Европы, раздумывая, где бы, например, поставить свои комплексы ПВО, Украина вынуждена не защищать свои интересы на
международной арене, а бросать все силы на защиту безопасности. Если коротко резюмировать: на Запад нас не берут, на Восток мы не хотим, значит, надо нравиться всем, что по умолчанию достаточно сложно.

Одним из лейтмотивов встречи была и тема признания независимости Южной Осетии и Абхазии. С одной стороны, Москва не скрывает, что ей было бы приятно признание новых республик членами ОДКБ. С другой стороны, если бы это произошло на саммите, у Запада были бы все основания полагать, что страны-участники договора согласились признать непризнанные республики под давлением Кремля, что несколько не соответствует планам Москвы. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что "официальное признание Абхазии и Южной Осетии государствами - членами ОДКБ - это суверенное дело каждого". Но подобные заявления лишь подчеркивают принципиальность признания этих республик для России, ведь это будет автоматически значить согласие соседних стран с позицией Москвы.

Особенности российской организации

Создание сил оперативного реагирования - лишь один из многих шагов, которые должна пройти ОДКБ на пути к статусу влиятельного военно-политического союза. Один из следующих пунктов развития ОДКБ - приглашение новых членов. Украина в списке кандидатов присутствует. Но, комментируя перспективы членства Киева в этой организации, представители Москвы не забывают добавлять небольшую, но важную ремарку - вопрос пока не будет поставлен, с учетом того руководства, которое сейчас находится у власти.

Некоторое время назад Вашингтон также призывал союзников по Североатлантическому альянсу создать комплекс формирований быстрого реагирований. Но Штатам можно рассчитывать лишь на себя. В отличие от России, у Америки нет бывших союзных республик, которых разными способами можно уговорить поддержать начинания "большого брата". В случае с ОДКБ согласие других стран обходится России в копеечку.

Вот здесь-то и стоит вспомнить о чудесном совпадении двух саммитов. На встрече лидеров ЕврАзЭс было принято решение о создании общего антикризисного фонда размеров в 10 миллиардов долларов, главным вкладчиком которого, безусловно, является Россия - с ее стороны будет внесено 7,5 миллиардов. Кроме того, например, Киргизия получила сверхльготный кредит на 2 миллиарда долларов и еще почти столько же в виде инвестиций на строительство энергетических объектов. А всего-то надо было закрыть американскую военную базу "Манас". Теперь там же, под Бишкеком, смогут дислоцироваться силы уже другой организации - самой ОДКБ. Кроме того Россия увеличит и бюджет своего военного детища: в 2009 году расходы на ОДКБ составят около 94 миллионов рублей.

В то же время существует мнение о том, что страны-участницы используют Россию лишь как финансового донора, соглашаясь на ее условия только ради материальной поддержки.

Целью ОДКБ является обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности стран-членов. Казалось бы, благородная миссия. Но почему-то все равно вспоминается Кавказ. С помощью сил оперативного реагирования выполнять операции "по принуждению к миру" можно будет профессионально и быстро. Громкие речи о борьбе с терроризмом не кажутся особо правдивыми, ведь основные террористические очаги находятся за пределами территории стран-участниц, например, в Афганистане, а туда Россия идти не хочет.

Подобные инициативы на Востоке заставляют Украину чувствовать себя достаточно неудобно. Кто знает, вдруг очередной конфликт разгорится на территории нашей страны, а Россия посчитает, что соседей надо бы принудить к безопасности?..

Автор: Ирина Чернуха

Источник: Подробности

Добавить комментарий

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930