Новый русский Сталин, или Конструкторы “счастливого прошлого”

В последние десятилетия, а особенно после оранжевой революции, российские СМИ, политики, политологи, собственно, вся информационная идеологическая машина Кремля не устают критиковать украинские учебники - за ненаучность, отсутствие национальной терпимости, ксенофобию и разжигание антироссийских настроений. И даже за реабилитацию «пособников фашизма», национализм и другие непростительные, по мнению политикума России, вещи.

Ответы на эти замечания уже печатались на страницах «ЗН» и других украинских СМИ. Но возникают вопросы: Все ли в порядке в российской исторической дидактике? Соответствуют ли российские учебники исторической правде, стандартам уважения к ценностям исторической памяти соседних народов? И нет ли и в них ксенофобии и элементов русского национализма? На них попытаемся ответить в этой статье.

9-12 декабря 2007 года в Париже состоялся международный коллоквиум «Пароксизмы большого сталинского террора. 1937-1938 гг.», организованный совместно Национальным институтом демографических исследований, Институтом политических исследований (Париж, Франция) и мэрией Парижа. К участию в коллоквиуме были приглашены ведущие специалисты в области исследования Большого террора 1937-1938 годов из России, Украины, Франции, Германии, США. В частности, на открытии семинара, состоявшегося в Люксембургском дворце, председательствовал выдающийся французский историк профессор Марк Ферро.

Глава московского общества «Мемориал» А.Рагинский в некотором смысле «задал тон» дискуссиям, подчеркнув, в частности, в своем докладе важность исследования феномена исторической памяти и обнародования материалов и исследований Большого террора. Особо актуальными становятся эти вопросы с учетом тенденций, которые четко прослеживаются в сегодня в России, в частности в систематических потугах «конструирования счастливого прошлого» в образовательной политике. В рамках этой доктрины в изучении истории вновь создаются пресловутые «белые пятна», чему способствует изъятие фактов, несовместимых с образом «счастливого прошлого», «неудобных» в трактовке, а значит - ограничиваются темы научных исследований, закрываются архивы... Трактовку сталинской политики, а также советской истории в целом А.Рагинский охарактеризовал как изложение по принципу «да, но тем не менее...»: «Да, во время коллективизации погибло или было под­вергнуто другим репрессиям мно­го крестьян, но тем не менее сельское хозяйство было переведено на индустриальную основу; да, индустриализация осуществлялась за счет крестьянства и силовыми методами, тем не менее в сжатые сроки вместо аграрной России возник индустриальный СССР; да, Сталин организовал массовые репрессии, но он выиграл войну...»

Есть все основания считать, что эта тенденция, озвученная на конфе­ренции, из плоскости научного тео­ретизирования перешла в плоскость практическую. СМИ изобилу­ют материалами о принятии концепции курса «История России 1900-1945 гг.», подготовленной автор­ским коллективом во главе с доктором исторических наук, заведующим кафедрой истории МПГУ
А.Да­ниловым, а также о создании в соответствии с этой концепцией новых школьных учебников по истории России ХХ - начала ХХІ в. Текст концепции размещен на сайте http//prosv.ru. В основу этой кон­цепции, а значит - и учебника по истории России 1900-1945 годов, как утверждают авторы, положены «те же принципы и методологические подходы, на которых основан учебник «История России. 1945-2007» (речь идет о воспетых прессой учебнике А.Филиппова, А.Да­нилова и А.Рыбкина «Новейшая история России. 1945-2007», а также о книге для учителя к этому учебнику. - Авт.).

Какой же принцип взят авторами концепции в качестве основополагающего при создании нового (так и хочется сказать - «краткого») курса истории России ХХ-ХХІ вв. для школьников? Он сформулирован в книге для учителя А.Филиппова (А.В. Филиппов. Новейшая история России. 1945-2006 гг.: Книга для учителя. - М.: Просвеще­ние, 2007): «Главная задача нового кур­са - создать условия для форми­рования учеником собственного мировоз­зрения - гражданской позиции, в основе которой лежит естественное стремление развивать все свои способности и силы, с тем, чтобы повысить собственную конкурентоспо­собность в социуме и нашей Ро­дины в современном мире» (с. 7).

Примечательно, что концепция новейшей истории России первой половины ХХ в. разрабатывалась уже после того, как увидела свет книга дл

Добавить комментарий

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930