Любовь или безумие?

bride.jpgПохититель Амины Эдиевой следил за ней, как опытный хищник. Он подошел к стройной, черноволосой 18-летней студентке на одном из грозненских переулков, схватил ее в свои медвежьи объятия и затолкнул в поджидавшую его машину.

Она кричала, отбивалась и царапалась, но он привел с собой троих друзей-мужчин, один из которых был водителем, а двое других сидели на задних сидениях и следили за тем, чтобы она не могла сбежать. Мужчины помоложе, которые сидели во второй машине, следили за тем, чтобы вокруг не было свидетелей, которые могли бы попытаться воспрепятствовать похищению средь бела дня.

Но Эдиева знала, что ни один чеченец не попытается спасти ее в тот сентябрьский день почти три года назад. Хорошо зная о чеченских традициях похищения невест, она понимала, что оказалась в западне столетнего ритуала, согласно которому ее похититель, ухажер, которому она часто отказывала, собирался силой жениться на ней.

"Я сказала, что ненавижу его", - заявила она, но он в ответ засмеялся.

"Не имеет значения, любишь ты меня или ненавидишь, - ответил он ей спокойно. - Я хочу тебя, и ты станешь моей женой".

В Чечне и в соседней Ингушетии, горных южных российских республиках Северного Кавказа, жестокие похищения невест происходят почти каждую неделю; а во время весеннего брачного сезона они могут случаться каждый день. Молодых женщин похищают на автобусных остановках, по пути от школы домой, а иногда даже из дворов их собственных домов. Шокирующие видеозаписи, на которых мужчины тащат кричащих молодых девушек, а их книжки, кошельки и сотовые телефоны летят в воздух, часто размещаются на сайте YouTube.

Власти двух своенравных республик обычно закрывают глаза на эту жестокую практику, предпочитая описывать такие явления как романтическую традицию, которую по договоренности между собой осуществляют романтичные молодые люди.

Некоторые заявляют, что жестокость традиции - это выдумка и многие девушки сами мечтают быть похищенными красивым мужчиной.

"Это знак того, что [мужчина] действительно любит ее", - заявила Марият Мускеева, сотрудница отдела по связям с общественностью в местных чеченских органах управления. "Если женщина может рассказать своим детям, что их отец похитил ее, то это считается большой любовью".

Большинство женщин, опрошенных в Чечне и Ингушетии, не соглашаются с данным утверждением, заявляя, что не чувствовали никакой любви со стороны мужчин, которые хватали их и заталкивали в машины. Другие заявили, что в современном обществе эта традиция уже не соблюдается.

"Правительство отрицает существование этой проблемы, - заявил Эдиева, которая смогла уйти от своего мужа после напряженных восьми месяцев в браке. - Оно относится к этому как к чему-то обыкновенному".

Нет никаких статистических данных относительно того, сколько женщин ежегодно похищается в Чечне и Ингушетии, но организации по правам человека утверждают, что их тысячи. Местные жители заявляют, что около половины всех браков начинаются с похищения.

В советскую эпоху Чечня и Ингушетия входили в состав единой автономной республики, чьи культуры основаны, во-первых, на лояльности тесно связанных патриархальными устоями семьях и, во-вторых, на лояльности тому или иному местному клану.

Чеченцы, в частности, гордятся тем, что их республика имеет нерусскую индивидуальность. В ходе интервью, отвечая на вопрос о том, почему в XXI веке продолжают совершаться похищения невест, многие говорили: "Это наша традиция".

Редактор одного из чеченских журналов Лула Джумалаева отметила также, что результатом двух войн в регионе стала острая нехватка мужчин. Незамужние женщины не имеют никакого статуса в обществе, и многие отчаянно хотят выйти замуж, заявила она. Когда мужчин мало, шансы на то, что женщина сможет сама выбрать себе мужа, очень малы. Если ее похитили, она может почувствовать на себе давление и согласиться выйти замуж за похитителя, особенно если его семья подходит ей.

Семейные споры, преступления и многие общественные вопросы решаются религиозными лидерами и старейшинами, а не государственными властями. Распространены также кровная месть и самосуд.

Часто говорят, что крепкие семейные связи и дисциплинированные религиозные братства помогли чеченцам пережить три трагедии национального масштаба, в том числе депортацию по приказу Сталина почти 400 тыс. чеченцев в Казахстан в 40-х годах прошлого века и две кровопролитные войны с Россией в 1994 и 1999 годах.

Роль, кот

Добавить комментарий

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930