Девятый вал фальшивок

fake.gifПодделка Айвазовского и других мастеров живописи превратилась в России в выгодный промысел. На прошлой неделе в Третьяковской галерее началась серьезная проверка. Поводом для нее стал скандал, связанный со специалистами музея, которые выдали несколько заключений о подлинности картин, оказавшихся впоследствии фальшивками.

Этот неприглядный факт вскрылся после недавнего выхода в свет третьего тома каталога поддельных картин, «засветившихся» на отечественном арт-рынке. Нынешний скандал лишний раз подтверждает очевидное - фальшивки стали национальным бедствием. Так что сегодня ни один музей или коллекционер не может быть застрахован от того, что его раритет окажется умелым изделием современных мошенников. И чем дальше идет процесс «вывода живописи на чистую воду», тем громче скандалы. В ближайшее время число «липовых» ван гогов, рембрандтов и айвазовских будет только увеличиваться.

С той поры, как появился рынок искусства и реликвий, его заполняют подделки. История фальшивок такая же длинная и богатая, как и история подлинных вещей. Например, в Средние века в разных церквях хранились десяток голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения уже научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили египетские статуэтки и саркофаги. Сегодня, если судить по статистике интернет-сайта «АртФорум», подделывают две категории произведений: во-первых, те, что редко встречаются в продаже во всем мире и за которыми особенно охотятся коллекционеры (картины Ван Гога, Моне), во-вторых, те, что особенно ценятся на внутренних рынках (у нас - старорежимные русские пейзажи и драгоценности Фаберже).

«Никто не может делать это лучше русских»

Несколько крупных скандалов и судебных разбирательств, вспыхнувших в России за последние два года, доказывают, что мы занимаем едва ли не первое место по фальшивкам. Газета The Seattle Times даже опубликовала памфлет об антикварных фикциях «Никто не может делать это лучше русских».

Некоторые эксперты утверждают, что 50% всего русского антикварного рынка составляют подделки. По более трезвым подсчетам, фальшивок - всего 8%, но и это 70 млн. долларов в год. Для подтверждения цифр приводится пример с приобретением Виктором Вексельбергом на аукционе «Сотбис» коллекции русского декоративного искусства (в том числе редчайших яиц Фаберже). Как выяснилось позднее, из 210 предметов 9 были поддельными. Вслед за тем с «Сотбис» возник новый инцидент: перед самой продажей сняли топовую картину «певца русского леса» Шишкина, которая на поверку вышла переписанным пейзажем голландца Куккука.

К слову, на фальшивого Шишкина (предварительная цена - более 1 млн. долларов) имелось авторитетное заключение со штампом Третьяковской галереи. Буквально за год до этого еще один подлог обнаружили в Вене - картина некоего немца, купленная там, через некоторое время превратилась в полотно Поленова.

Возникает закономерный вопрос: куда же смотрят «Сотбис» и оценщики? Почему до сих пор ни к нему, ни к Третьяковке не применяли санкции за распространение подделок? Но в том и весь фокус, что аукционный дом изначально не дает стопроцентной гарантии. Просто количество недоброкачественных вещей у них меньше, чем в других галереях. То же самое - государственный музей. Экспертная бумага при всей ее красоте (с приложением рентгена и технических характеристик картины) не считается последней инстанцией. В суде она не принимается. Никакой ответственности на специалиста не накладывает. В случае, если вместо подтвержденного шедевра окажется фальшак, музейщики умывают руки: «И мы - люди, и мы имеем право на ошибку».

Иными словами, рискует всегда покупатель. Впрочем, иногда заложником оказывается и продавец фальшивки. До сих пор не закончено судебное дело питерских антикваров - супругов Преображенских. Через их руки прошел десяток дорогих картин - русских пейзажей, которые оказались подделками. Сумма исчисляется несколькими миллионами долларов. Однако у этих картин были солидные музейные экспертизы. Музейщики обвинений избежали, а Преображенским инкриминируется «преступный сговор» с фальшиво-картинниками (при этом человек, приносивший картины в галерею, исчез бесследно).

Клонирование Айвазовского

О том, что экспертиза должна быть более ответственной и технически оснащенной, говорят уже не первый десяток лет. Но до сих пор главный инстр

Добавить комментарий

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031